«Бригада» и «Закон» | за кулисами

rhmJb870odA

1994 год. Комната № 1605 на шестнадцатом этаже ВГИКовского общежития. Трое провинциалов, приехавших покорять Москву. Алексей из Северодвинска, Александр из Нижнего Новгорода и Игорь из Ростова-на-Дону. Все они учатся на Высших курсах режиссеров и сценаристов…

Эта «мизансцена» стала отправной точкой для популярнейших российских сериалов. Друзья-студенты превратились в людей раскрученных и известных. Алексей Сидоров снял «Бригаду», Александр Велединский — «Закон», а сценарий «Бригады» они написали втроем, вместе с Игорем Порублёвым.

У «Бригады» и «Закона» есть свой «фасад» и свое «закулисье». Когда говорят о «фасаде», вспоминают, что «Закон» и «Бригаду» выдвинули на ТЭФИ (в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший сериал»), а «Бригаду» — еще и в номинации «Лучший сценарий»; что бюджет одной серии «Бригады» составлял $200000, а «Закон» вызвал настоящий бум в юридическом мире. Но это парадно-презентационные моменты. Мы же постараемся проникнуть за кулисы, а в качестве комментаторов привлечем их создателей.

Начало «Бригады»
Рассказывает Александр Велединский.
«Идея «Бригады» родилась у Леши Сидорова. Еще на Курсах он мечтал поставить сагу о таких «героях». Курсы мы окончили в 1995-м, в самом неплодовитом для кино году, и вынуждены были разъехаться по домам. В 1998-м, когда ситуация с российским кино стала налаживаться, вернулись в Москву.

В это время в России возник «сериальный бум»: вышли первые серии «Ментов». Продюсеры быстро поняли, что сериал выгоден. Окупается практически с одного показа по телевидению. Алексей познакомился с Анатолием Сивушовым и Александром Иншаковым, которые рискнули «запустить» дебютанта. Леша на первой же встрече заявил Сивушову: «Хочу снять блокбастер». Прочитав ранние сценарии Сидорова, Сивушов решил рискнуть. Тогда Алексей ознакомил меня и Игоря с идеей «Бригады». Это было настоящее счастье: мы впервые работали как профессионалы.»

Трое друзей приступили к работе. Два месяца придумывали сюжет и «раскладывали» его по сериям. Серий получилось двенадцать. Но во время съемок они практически без добавлений переросли в 15. Автором идеи и режиссером фильма был Алексей Сидоров, и Велединский с Порублёвым писали, разумеется, «под него».

«Сегодня я вижу, что начинающие сценаристы не умеют и не хотят писать под конкретного режиссера, — комментирует Велединский. — Сериалов снимается туча, и никто не хочет выкладываться, работы и так навалом. А тогда, в 1998-м, мы пахали — и с удовольствием. Конечно, спорили до посинения и ругались и даже два раза чуть не подрались, но в итоге получился сценарий, который устраивал нас троих и очень понравился продюсерам…»

Правда, из-за дефолта съемки сериала пришлось отложить. Но дефолт мирно угас, и Алексей Сидоров смог вернуться к «Бригаде».

В одном из интервью Алексей Сидоров обмолвился: «В «Бригаде» четверо друзей, и мы друзья. Автобиографические перекличики, безусловно, есть». Под «мы» подразумевалась все та же троица — Сидоров, Велединский и Порублёв. Кстати, на вопрос о степени своего знакомства с криминальным миром Сидоров в том же интервью ответил, что знает его настолько глубоко, насколько можно после этого заниматься режиссурой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *